Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Стратегия воспитания: Что такое «индивидуальный подход» - Форум "Сапфир" Регистрация Вход


2016!!!!!









[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум "Сапфир" » Детский мир » Психология,воспитание и развитие ребенка. » Стратегия воспитания: Что такое «индивидуальный подход»
Стратегия воспитания: Что такое «индивидуальный подход»
sapfirДата: Среда, 21.05.2008, 21:47:47 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2070
Статус: Offline
Страна: Израиль
Имя: viktoriya
Вот уж о чем, казалось бы, сказано очень много! Все статьи и книги рекомендуют родителям делать поправку на индивидуальные особенности ребенка. Но… крайне редко можно встретить конкретный совет о том, как делать эту поправку.

Новорожденный малыш, как давно доказано, — это не чистый лист бумаги. У него есть генетически заложенные темперамент (темперамент зависит от силы/слабости процессов возбуждения и торможения нервной системы), другие особенности нервной системы, даже небольшой жизненный опыт, полученный в животе матери. А еще есть родители и прочие родственники, которые воспитывают его одним своим присутствием, даже когда не собираются этого делать, со своими привычками, ценностями, манерой поведения, внутрисемейным укладом и т.п. Об этом наборе факторов забывать никак нельзя, как нельзя и бездумно списывать неудачи на то, что ребенок, мол «пошел в того-то» — сам по себе малыш никуда и ни в кого не «пойдет».

Механически подходить к педагогическим советам нежелательно. Это — еще один прямой путь к обидам родителей на компетентные источники («Делаем все, как положено, а результат не тот»).

Вот аналогия несколько вульгарная, зато наглядная: неопытному дрессировщику дали на обучение щенка сторожевой породы. Дрессировщик все сделал, как по писанному. Столько-то минут в день отдавал отработке одной команде, столько-то — другой, столько-то — воспитанию злобности. Но не сделал маленькой поправки на врожденную злобность и агрессивность. Зверюга выросла страшная. Пришлось держать на цепи.

Человеческая личность гораздо сложней собачьей. Но похожие ошибки в воспитании непрофессионалы допускают часто. Поощряют активность там, где ее стоило бы поучить малыша к сдержанности, или наоборот, постоянно одергивают ребенка и без того по натуре робкого.

Разница между желательным и нежелательным качеством характера зависит от степени выраженности той или иной тенденции. Нет той которая не могла бы превратиться в минус. От живости ума полшага до разбросанности, от упорства — к упрямству, от смелости — к агрессивности, от бескорыстия — к мотовству, от уверенности в себе — до наглости и наплевизма по отношению к другим, и так далее. Стоит воспитателю чуть-чуть перегнуть палку, и вместо хорошего качества он получит его «отрицательный двойник». Поэтому, прежде чем развивать ту или иную черту, надо постараться как можно точнее оценить: «А что есть у нашего ребенка?»

Часть его индивидуальных особенностей заложена на генетическом уровне. Часть — является приобретенной (к этой категории особенности личности относятся в первую очередь связанные с социальной ролью и морально-этическими нормами: от карьеризма, до душевной чуткости). Первые можно только смягчить или усилить, вторые почти полностью в вашей власти (уточнение «почти» списывается на влияние окружающих, детского коллектива и т.п.).

Первый шаг в нужном направлении можно сделать еще до года.

Даже у новорожденных специалисты выделяют кто девять, кто одиннадцать разных типов поведения. Но если многие тонкости родителям распознать сложно, как минимум надо обратить внимание на темперамент ребенка.

Темперамент — штука объективная и играет ведущую роль в натуре человека. В нем находит отражение сила и слабость определенных нервных процессов, а именно — процессов возбуждения и торможения. то есть это —уровень физиологии. Переделать темперамент невозможно (попытки добиться очень часто приводят к появлению у ребенка нервных заболеваний), но можно откорректировать «под норму» заложенные в нем черты и особенности.

Выделяют четыре основных типа темперамента.

Холерик характеризуется тем, что у него процессы возбуждения сильней процессов торможения. По натуре он — неутомимый борец, упорный, настойчивый, трудноотвлекаемый, напористый, целеустремленный, не знающий страха. Если его не перевоспитали — прет к своей цели, как танк. Его очень трудно сломать. Именно в адрес холериков чаще всего слышно вроде бы неопределенное, но всем понятное: «Характер!». Негативные проявления: негибок, бескомпромиссен, несдержан, способен легко «взрываться», иногда чрезмерно агрессивен.

Как воспитывать ребенка холерика? В идеале — мягко но настойчиво его сдерживать, приучать к гибкости, чуткости, учить его сочувствию к другим, неплохо развить чувство юмора. Более резкие меры рано или поздно приведут к бунту. При правильном воспитании и хорошем интеллекте подросший холерик сумеет скорректировать нежелательные проявления натуры сознательно.

Сангвиник — полная противоположность холерику. Он очень гибок и способен мгновенно сориентироваться в трудной ситуации, все хватает на лету, общителен, легко вспыхивает и так же легко гаснет, непоседлив, подвижен, легко отвлекается. Он не станет ломиться напролом, но зато первым увидит, как можно обойти преграду. Недостатки темперамента — его обладатели часто поверхностны, разбросаны, им не хватает целеустремленности. Некоторых родителей (особенно флегматиков) часто раздражает чрезмерная живость ребенка. Но уж с этим придется смириться: натуру не переделаешь. Чтобы получили развитие сильные стороны темперамента, а слабые не стали помехой, детей-сангвиников надо терпеливо учить усидчивости, внимательности (играя в соответствующие игры и т.п.).

Зато этим качествам не надо учить флегматика. Усидчивости и терпеливости и настойчивости у него и так с избытком. Если у родителей такого ребенка иной темперамент, он наверняка будет раздражать их своей медлительностью. Многие окружающие будут считать флегматика тихоней, но это — отнюдь не тихоня по слабости. Просто флегматика сложно расшевелить, но если то кому-то удалось его «достать» — тому не позавидуешь. Хорошо, что это редко случается. Во всех делах флегматик — стайер, а не спринтер, идет своим путем медленно, но верно: там где быстро отступиться сангвиник и сломается холерик, он продолжит тихой сапой продвигаться к цели… если цель его привлекает, и его с детства настроили на упорство. Нужно очень постараться, чтобы он загорелся целью. Минусы темперамента: психологическая инертность, малоподвижность, тугодумие, часто — безразличие. А вот в бесчувствии флегматиков упрекают зря: они способны переживать глубоко и долго, только эмоции их редко видны окружающим, и потому понять флегматика не легко. Ребенку-флегматику полезны подвижные игры, развивающие скорость реакции. С остальным придется смириться.

Меланхолик на первый взгляд всем проигрывает. Вот уж кто казалось бы, врожденный слабак! Но… Все темпераменты сложились в результате долгой эволюции, и если бы в них не было полезных качеств, давно были бы забракованы природой. Главное достоинство меланхолика — в его умении чувствовать нюансы, тонкости, неразличимые другим. Не случайно меланхоликов относительно много среди творческих личностей. При воспитании меланхолика родителям придется проявить максимум тактичности, доброжелательности и терпения, учить его уверенности в себе, почаще хвалить за успехи, обеспечить ему психологическую обстановку, в которой он будет чувствовать себя комфортно и очень постепенно выводить из «тепличных условий» (кстати, самые красивые цветы не случайно выращивают в основном в теплицах) в нормальные. Особенное внимание следует уделить воспитанию самостоятельности: меланхолика нельзя «бросать на глубину» без подготовки, он постоянно должен чувствовать за собой надежный тыл.

Считается, что чистые темпераменты встречаются редко. Вопрос: почему? Ответ: потому, что судят в основном о взрослых людях, на характер и натуру которых наложило свой отпечаток воспитание. Не важно — по осознанной воле родителей, или просто так сложилось. Чем меньше малыш, тем легче определить его темперамент. Простейшее наблюдение: ребенок тянется к яркому предмету, который дать ему нельзя. Мама его останавливает. Что делает малыш? Холерик сердиться и продолжает тянуться. Сангвиник отвлекается при первой попытке показать ему что-нибудь другое. Флегматик, ничуть не расстроившись, возвращается к предыдущему занятию. Меланхолик начнет хныкать, настроение у него может испортиться надолго. Правда, не стоит путать это с «благо»приобретенной нервностью — о ней разговор особый. Как и о некоторых других врожденных особенностях нервной системы, распознать которые лучше может специалист (например, дети с гипердинамическим и гиподинамическим синдромами). Главное — не пытаться идти против природы, а помогать ей улучшить хорошие задатки и пригасить «запрограммированные» ею негативные тенденции.

Итак, чтобы стратегия воспитания оказалась правильной, надо:

1. Наметить «черты идеала» ( см. статью «Забытая основа педагогики: куда и зачем идти?)

2. Как можно точнее оценить индивидуальные данные вашего ребенка.

3. Наметить, какие из них и насколько нуждаются в развитии.

А дальше… Разные приемы в литературных источниках описаны очень хорошо. Выберите посвященные нужным вам целям и применяйте их, только не забывайте, что это — тактика, а не стратегия.


Форум "Сапфир" » Детский мир » Психология,воспитание и развитие ребенка. » Стратегия воспитания: Что такое «индивидуальный подход»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Статистика Форума
Популярные темы Активные пользователи Новые пользователи Пользователи за 24 часа: Именниники Топ наград
  • Что сегодня готовим (760)
  • Диеты (536)
  • Это страшное слово "РЕМОНТ" (357)
  • Уход за кожей (316)
  • Звезды (233)
  • Знакомство и общение (166)
  • Декоративная косметика (164)
  • система "Минус 60" (163)
  • Что мы смотрим? (160)
  • Духи, ароматы и прочее (137)
  • Олиза
  • Lvenka
  • katriness
  • Светлячек
  • Chu
  • olechka
  • Северянка
  • ПЕж
  • Гуля
  • Львица
  • katerina_1994
  • Kellamere
  • lh
  • AlisaBerne
  • Ludo
  • jt808739
  • karlosdelluka
  • LEGKO_ZARABOTAT
  • galyaahmadieva
  • jasminzh
  • Знаки отличия
    I Маргаленка
    Любовь
    I natalika
    I Вишенка
    Позитив
    I Олиза, II ПЕж
    Предметы
    I Lvenka, II ПЕж

    Праздники сегодня
    Copyright Sapfir © 2024